Биография Исаака Ильича Левитана
Сын железнодорожного служащего. В нач. 1870-х гг. семья
Левитана переехала в Москву. В 1873-85 будущий мастер учился в Московском
училище живописи, ваяния и зодчества, где наибольшее влияние на него оказали В.
Д. Поленов и А. К. Саврасов. В очерке Левитана «По поводу смерти А. К. Саврасова»
(1897) сформулировано его собственное творческое кредо, то есть отказ от
отношения к пейзажу «как к красивому сочетанию линий и предметов» — с целью
изображать «уже не исключительно красивые места», но «те интимные, глубоко
трогательные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в нашем
родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу».
«Пейзаж настроения»
Жил преимущественно в Москве. Работал также в Останкине (1880-83), в различных
местах Московской и Тверской губерний; в Крыму (1886, 1899), на Волге (1887-90),
в Италии, Франции, Швейцарии и Финляндии (1890-е гг.). Художник преодолел
условности классицистско-романтического пейзажа, отчасти сохранившиеся и у
передвижников. Левитановский «пейзаж настроения», при всей его удивительной
натурной достоверности (мастер обычно бережно сохранял исходный мотив, лишь
внося в него отдельные коррективы), обрел беспрецедентную психологическую
насыщенность, выражая жизнь человеческой души, что вглядывается в природу как
средоточие неизъяснимых тайн бытия, которые здесь видны, но невыразимы словами.
Важную роль в творчестве художника играют музыкальные, поэтические, философские
ассоциации (любимым его учением был пессимизм А. Шопенгауэра), а также его
собственная личность — чувственная, влюбчивая, в то же время склонная к
приступам черной меланхолии, остро переживающая и собственное нездоровье (он
страдал врожденным пороком сердца), и весь драматизм положения евреев в царской
России. Поэтому, восприняв новации импрессионизма, он никогда не отдавался
чистой, радостной игре света и цвета, пребывая в кругу своих образов, овеянных
мировой тоской.
Россия Левитана
Уже ранние работы художника порой напоминают маленькие лирические новеллы с
открытым концом («Осенний день. Сокольники», 1879). Полного расцвета искусство
Левитана как мастера пейзажа-картины, умеющего превратить простой мотив в
архетипический образ России, достигает в «Березовой роще» (1885-89). Та же сила
ненавязчивого обобщения возвышает произведения «волжского периода» («Вечер на
Волге», 1888; «Вечер. Золотой Плес», 1889; «После дождя. Плес», 1889; а также
тематически примыкающая к ним картина «Свежий ветер. Волга», 1891-95; все —
Третьяковская галерея). Поэтические реминисценции ненавязчиво, без всякой
литературщины, придают многим образам — напр., картине «У омута» (1892, там же),
написанной в основном в имении Берново (ныне Тверская область), связанном с
поэмой А. С. Пушкина «Русалка», — особую одухотворенность. Левитан создает
классические, непревзойденные образцы «церковного пейзажа», где здания храмов
вносят в природу умиротворение («Вечерний звон», 1892, Третьяковская галерея)
или, напротив, тревогу, напоминая о бренности всего земного («Над вечным покоем»,
1893-94, там же). Гражданская скорбь сочетается с религиозной в картине «Владимирка»
(1892, там же), где на дороге, по которой гнали арестантов в Сибирь, видна лишь
(в характерной для мастера манере сводить реальное человеческое присутствие к
минимуму, либо вообще к нулю) одинокая фигурка странника близ придорожной
иконки.Жизнеутверждающее обаяние красок в полотнах «Март» (1895, там же) или «Весна
— большая вода» (1897, там же) достигает апогея в предельно яркой и звучной
картине «Золотая осень» (1895, там же). В последние годы жизни мастер отбирает
все более простые мотивы, придавая им — лишь с помощью колорита, без всяких
фантазий — подобие будничного чуда. Теперь его особенно влекут мотивы вечера («Летний
вечер», 1900, там же), сумерек, лунной ночи. Варьируя тему «стогов сена в лунную
ночь», пишет маленькое надкаминное панно с этим сюжетом для дома А. П. Чехова в
Ялте (1900). Последняя, неоконченная картина Левитана («Озеро. Русь», 1900,
Русский музей) является — наперекор смертельной болезни — едва ли не самым
мажорным произведением художника. Оставил также виртуозные образцы акварельной и
пастельной живописи.
Левитан и Чехов
Многолетняя (с 1885) дружба Левитана с Чеховым породила целый ряд знаменательных
параллелей в их творчестве. Отдельные черты личности живописца проступают в
чеховской «Попрыгунье» (где отражен роман Левитана с художницей С. П.
Кувшинниковой), «Чайке» (где поступок Треплева, застрелившего чайку,
воспроизводит аналогичный каприз Левитана-охотника). Художник пишет другу о его
пьесе «Чайка» (в 1899): «От нее веет той грустью, которой веет от жизни, когда
всматриваешься в нее», — и в этих словах выражается их общее лирико-мистическое
чувство природы. Руководя с 1898 пейзажным классом Московского училища живописи,
ваяния и зодчества, проявил себя и как замечательный педагог. В Плесе открыт
Дом-музей Левитана.
link |