Важное место в рудольфинской культуре занимает творчество художников-натуралистов, главной темой которых была тщательная и реалистически точная передача явлений природы, будь то растение, минерал или рог нарвала. Увлечение самого императора природными феноменами, необходимость систематизировать наблюдения и собранные в кунсткамере образцы флоры и фауны в их наиболее диковинных проявлениях вызывали к жизни особый вид творчества, где интересы ученого-натуралиста гармонично сочетались с эстетической задачей.
Одним из первых и наиболее ярких представителей этого специфического направления рудольфинского искусства является Йорис Хофнагель. Подобно Арчимбольдо, это был представитель старшего поколения рудольфинцев. В творчестве этих художников можно найти в установке на сложное «иероглифическое» содержание, на мир причудливых сопоставлений. Хофнагелю приходилось создавать работы, в которых, подобно фантастическому иллюзионизму Арчимбольдо, из вполне точных, натуралистических деталей – образов живой природы – возникало отвлеченное, «коллажное» целое.
Хофнагель был самоучкой родом из Мехелена. Он вырос в самой сердцевине местной художественной традиции, в том числе, иллюминаторской.
Незаурядное мастерство художника-миниатюриста создавать из сухих дидактических иллюстраций к научному трактату художественно оригинальное явление проявилось в творчестве Й.Хофнагеля Старшего и было продолжено его сыном Якубом, а также некоторыми другими художниками.
• В 1582 г. для Фердинанда II Тирольского им был сделан миссал (богослужебная книга, содержащая тексты для совершения мессы) с миниатюрами на полях;
• В 1594 г. он иллюстрировал книгу с образцами шрифтов, заказанную еще каллиграфом Боскаи для императора Максимилиана II;
• В 1596 г. была закончена вторая книга шрифтов, уже для Рудольфа II. Тончайшая каллиграфия соединяется здесь с миниатюрами, гротесками, занимающими нижнюю часть страницы.
• Самый известный труд Хофнагеля, за который он получил не только титул «натуралиста», но и «иероглифика» - четыре книги, посвященные изображению тварного
мира, под названием "Четыре элемента" (земля, вода, воздух, огонь). Изображения
заселяющих земной шар существ – от тигра до морской раковины – лучшее достижение
художника. Тщательным образом воспроизведенные бабочки, жуки, ящерицы
скомпонованы в элегантные группы, аранжированы в красивые законченные
композиции, мастерски расположенные на листе пергамента. Один из истоков
элементов – поздняя нидерландская миниатюра с ее традицией и вкусом к
изображению реальности. Культура миниатюрного письма, использование плоскости,
организация красочных пятен и линейного рисунка в изысканное орнаментальное
целое, в котором, однако, не теряется натурная точность изображения, свойственны
ему в высшей мере. Изображения живых существ помещены на чистой поверхности
листа, без всякого пейзажа, вне всякой среды и связаны между собой лишь прихотью
художника, игрой орнаментальных линий и принадлежностью к той или иной стихии.
Известно, что в 1590-х гг., в самом конце творчества, Хофнагель Старший исполнял и отдельные натюрморты, обычно, из цветов, в привычной для него технике акварели на пергаменте, сблизившись тем самым с наиболее последовательным реалистом при дворе – Рулантом Савереем.
(Йорис Хофнагел работал на службе у императора Рудольфа-II около 10 лет, начиная с 1591 года.)
С использованием материалов из книги Л.Тананаевой "Рудольфинцы".
_______________
Joris Hoefnagel or Georg Hoefnagel (Antwerp, 1542 - Vienna, July
24, 1601) was a Flemish painter and engraver, the son of a diamond merchant.
He travelled abroad, making drawings from archaeological subjects, and was a
pupil of Hans Bol at Mechlin. He was afterwards patronized by the elector of
Bavaria at Munich, where he stayed eight years, and by the Emperor Rudolph at
Prague. He died at Vienna in 1601.
He is famous for his miniature work, especially on a missal in the imperial
library at Vienna; he painted animals and plants to illustrate works on natural
history; and his engravings (especially for Braun's Civitates orbis terrarum,
1572, and Ortelius's Theatrum orbis terrarum, 1570) give him an interesting
place among early topographical draftsmen.
During his travels to England, c. 1569-71, he painted his only known large-scale
panel painting, a panorama of English society in the Elizabethan era called
variously.
link |